О постановке пьесы «Сад»

Пьесу «Сад» создал писатель и драматург Алексей Шипенко. Основой для нее послужили реальные исторические события, произошедшие в Португалии в Средние века. Инфант Педру I, еще будучи в законном браке, полюбил служанку своей супруги по имени Инес. А после смерти жены он перестал скрывать их отношения и, несмотря на запрет короля-отца Афонсу IV и осуждение придворных, стал открыто жить с Инес, рожать и воспитывать общих детей. Когда терпение короля лопнуло — он сослал Инес в монастырь и требовал от Педру жениться вновь на особе королевской крови. Не добившись согласия и видя, что сын верен возлюбленной, Афонсу IV приказал умертвить ее.

Убийство любимой потрясло инфанта, он пошел против отца и это стало причиной вспыхнувшей в стране гражданской войны. Взойдя на трон, Педру отомстил сполна всем, кто был причастен к гибели его возлюбленной и, как гласит легенда, короновал ее посмертно. Он эксгумировал тело Инес, возложил корону и провел церемонию с участием придворных, которые должны были присягнуть ей на верность.

Сцена театра

Аудиотеатр с яркими визуальными эффектами

Сделать театральную постановку по этой пьесе взялся режиссер Денис Азаров и продюсер Леонид Роберман. Ранее ими уже была записана аудиокнига «Сад». Но Роберман решил сделать из аудиоверсии полноценный спекталь с той же командой — получился аудиотеатр с визуальными эффектами. В главной и по сути единственной роли — Юлия Ауг. Ее персонаж — та самая Инес, которая на протяжении двух часов, пока идет спектакль, озвучивает и визуализирует свой дневник, запечатлевший все события от момента первой встречи с инфантом и до ее посмертной коронации. На глазах зрителей героиня постепенно превращается из влюбленной девочки в мать семейства, проницательно видящую помыслы всех, кто ее окружает.

Несмотря на все трудности, она полна жизни, она верит, что любовь не заканчивается смертью, и в то же время предчувствует свой финал. Но она выбрала этот путь осознанно. Их любовь с Педру не похожа на историю Ромео и Джульеты. В отличие от юных влюбленных они понимали на что идут и пронесли свою выстраданную любовь через всю жизнь. Они бросили вызов всему обществу и готовы были вынести все, что им сулит их осознанные выбор.

Антураж и атмосфера спектакля

В постановке много мистики и символики. В декорациях и платьях Инес три доминирующих цвета — черный, красный и белый, поочередно сменяющих друг друга. Красивые мизансцены с перформерами в черных комбинезонах и белых жабо. Аскетичная сценография с белым холодным кафелем и проекциями на нем.

Пластмассовые младенцы в траурных гофрированных воротниках вокруг шеи тоже важный элемент происходящего: их постоянно перемещают по сцене, собирают и разбирают на части, откручивая руки и ноги. Эти куклы — как атрибут смерти, в то время как Инес - сама жизнь.

И на фоне всего этого звучат длинные монологи Инес в неторопливом ритме. Прямые смыслы и открытые эмоции. О любви, о жизни и смерти, о вечности. Она - обычная женщина, которая хотела просто жить с любимым и детьми, а оказалась в самом центре дворцовых интриг и должна была умереть.

Выступление актеров театра

Помимо Инес в пьесе есть и еще одно действующее лицо — ее младщий сын, прозванный матерью Монах (его роль исполняет Евгений Капустин). Сад — это послушание сына Инес, действительно ставшего в последствии монахом. Его внутренний монолог открывает и закрывает спектакль.

В постановке мало движение, все происходящее держится на личности главной героини, ее эмоциях, чувствах, вере и любви и на том, как это доносит до зрителей Юлия Ауг.

В финале мы видим на заднем плане кроваво-алое пышное платье с длинным шлейфом и черепом — как знак обреченности любви и в то же время ее грядущего торжества.